Первый этап оформления права собственности
До оформления в Росреестре права собственности на дом, недвижимостью нельзя распоряжаться по своему усмотрению. Вы не можете продать или подарить ее, завещать, застраховать, сдать в аренду, использовать как залоговое обеспечение при оформлении ипотеки. Также возможны сложности с проведением в жилье газа, электричества, телефонной линии. Прописаться в неузаконенном доме тоже не получится. Прочитав статью, вы узнаете, как оформить построенный дом в собственность.
С 1 января 2017 года действует закон № 218. В нем идет речь о формировании Единого государственного реестра недвижимости, который объединяет сведения ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимость) и ГКН (Государственного кадастра недвижимости). Поэтому после проведения необходимых процедур для оформления права собственности на дом владелец получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Разница между частным и дачным домами
Объект индивидуального жилищного строительства — это отдельно стоящее здание высотой до 3 этажей, где может проживать одна семья. Земля под ИЖС выделяется исключительно в населенных пунктах. Участок должен быть в собственности владельца дома. До старта строительства надо получить разрешение на возведение недвижимости в соответствующих органах. После введения объекта в эксплуатацию владелец может прописаться в доме. В СНТ — садоводческих некоммерческих товариществах — согласно 17 пункту 51 статьи Градостроительного кодекса РФ можно строить жилье без получения на это разрешения. Прописаться в дачном домике нельзя.
Оформление дома по «дачной амнистии»
28 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении «дачной амнистии» еще на два года — до 1 марта 2020. Документ помогает узаконить ИЖС или дачный домик без справки о вводе объекта в эксплуатацию. Но это можно сделать только имея кадастровый паспорт. Этот документ подтверждает факт наличия дома. Чтобы оформить паспорт, в Росреестр или МФЦ требуется подать пакет документов. Избежать процедуры могут владельцы дачных домиков — им для оформления права собственности достаточно заполнить бланк декларации, описав здание. На этом основании дом вносят в кадастр и регистрируют право собственности.
Как получить кадастровый паспорт
В пакет необходимых документов входят:
гражданский паспорт и заявление собственника земли о регистрации прав на недвижимость;
квитанция об оплате государственной пошлины;
техплан строения;
правоустанавливающий документ — договор приватизации, купли-продажи, свидетельство о наследстве.
Что надо для регистрации права собственности на дом
Если земля в собственности, вы построили дом и хотите оформить права на него, подготовьте три документа. Первый — подтверждающий факт строительства: технический или кадастровый паспорт для жилого дома и заполненная декларация для дачной постройки. Второй и третий — кадастровый паспорт и документ о праве собственности на землю. После прохождения госрегистрации владелец получает выписку из ЕГРН с указанием статуса недвижимости.
Полученное свидетельство не страхует от обвинений в «самозахвате» земельного участка, если отсутствует межевой план, а также от признания здания самостроем, если при его возведении нарушены градостроительные нормы.
Что делать, если не оформлена в собственность земля
Надо обратиться в администрацию с просьбой о выделении земли для возведения жилой недвижимости или ведения хозяйства. Представители исполнительной власти рассматривают заявку около 30 дней, после выдают акт выделения участка. Справка предоставляется в Росреестр для регистрации собственности, затем оформляется постройка. Если есть споры о границах участка, требуется оформить межевой паспорт. Для этого хозяева соседних участков в установленный законом срок до 12 месяцев должны подписывать акт о согласовании указания границ. В противном случае эта процедура проводится через суд.